Задаваясь более крупными вопросами, Уайльд не спеша продвигался к более сложным ответам. Он проявлял удивительную готовность к пересмотру того, что, казалось, было для эстетизма делом решенным. Возможно, потому, что он разделял восхищение матери романами Жорж Санд, он неожиданно поддержал ее доводы в знаменитом споре с Флобером о форме и содержании. Он согласился с ней в том, что форма — не цель, а всего лишь следствие. Он признал верной высказанную ею мысль, что истина и добро (которые он вообще-то не часто поминал в своих критических работах) должны сопутствовать красоте; он сделал лишь одну оговорку, сказав, что Жорж Санд придает слишком большое значение благим намерениям. Поскольку Уайльда часто считают
сторонником концепции “искусства для искусства”, проявленная им в данном случае сдержанность представляется важной; он пишет, что эта концепция “дает не конечную цель искусства, а всего лишь формулу творчества”. Работая, художник должен держать в уме только художественн
...
Читать дальше »