Прелестная книга. В ней вы найдёте прекрасную подборку стихотворений бессменных классиков
детской литературы: Самуила Маршака, Корнея Чуковского, Даниила Хармса, Бориса Заходера и
прочих, также авторов не столь известных. Такая литература радует и детей и взрослых.
Начинается собрание замечательными стихами Саши Чёрного, одного из первых русских
писателей, чьё внимание привлекала детская литература, кто, обладая великим даром
сатирика, и одновременно у лиры которого «есть тихо дрожащие, лёгкие звуки», писал
прекрасные детские стихотворения, публиковал за границей русскоязычные детские журналы,
считая невозможным допустить утрату колыбели русского языка детьми эмигрантов.
Затем
идут сочинения талантливого поэта-обэриута Юрия Владимирова, прожившего всего лишь 23
года. Стихи его полны юмора, словесной и ритмической игры.
Обэриут Николай
Заболоцкий сочетает в себе поэта-новатора и серьёзного лирика. Так стихотворная сказка
«Как мыши с котом воевали» начинается краткими, отрывистыми, ритмичными и в то же время
фольклорно-сказочными строками:
Жил-был кот,
Ростом он был с комод,
Усищи — с аршин,
Глазищи — с кувшин,
Хвост трубой,
Сам рябой
Ай да
кот!
Прелестная книга. В ней вы найдёте прекрасную подборку стихотворений бессменных
классиков детской литературы: Самуила Маршака, Корнея Чуковского, Даниила
Хармса, Бориса Заходера и прочих, также авторов не столь известных. Такая
литература радует и детей и взрослых.
Начинается собрание замечательными
стихами Саши Чёрного, одного из первых русских писателей, чьё внимание
привлекала детская литература, кто, обладая великим даром сатирика, и
одновременно у лиры которого «есть тихо дрожащие, лёгкие звуки», писал
прекрасные детские стихотворения, публиковал за границей русскоязычные детские
журналы, считая невозможным допустить утрату колыбели русского языка детьми
эмигрантов.
Затем идут сочинения талантливого поэта-обэриута Юрия
Владимирова, прожившего всего лишь 23 года. Стихи его полны юмора, словесной и
ритмической игры.
Обэриут Николай Заболоцкий сочетает в себе
поэта-новатора и серьёзного лирика. Так стихотворная сказка «Как мыши с котом
воевали» начинается краткими, отрывистыми, ритмичными и в то же время
фольклорно-сказочными строками:
Жил-был кот,
Ростом он был с
комод,
Усищи — с аршин,
Глазищи — с кувшин,
Хвост трубой,
Сам рябой
Ай да кот!
А вот почти некрасовские строки из
«Сказки о кривом человечке»:
Не ветер бушует, не буря гудит, —
Жучок над болотом к грачихе летит.
Детские стихи Даниила Хармса
бесспорно заслуживают отдельного масштабного, глубокого исследования.
Совершенный гений играет словами, рифмами, повторами, перестановками слов и
слогов. Мир детских стихотворений Хармса парадоксален, чудесен, за то и любим
горячо многими поколениями детей. Ребёнок ещё не закрепощён набором
закостеневших стереотипов о мире, потому чудо является для него вполне
вероятным, даже ожидаемым. И в то же время мир чудес не замкнут сам в себе, он
соприкасается с нашим миром, проникает в него, его отражает и сам отражается в
нашей реальности. Как, например, три различных мира в «Иване Топорышкине».
Самуил Маршак — великий детский поэт, переводчик, тонкий, мудрый лирик.
Его короткие. упругие, мускулистые строки, отлично зарифмованы, ритмизованны,
легко запоминаются и сохраняются в памяти на всю жизнь. Маршак не только сочинил
много замечательных детских стихов, но и сделал «своей» для русской детворы
английскую и чешскую детскую поэзию.
А кто не знает Корнея
Ивановича Чуковского? Скрупулезно изучив детскую психологию, детский фольклор, а
затем взявшийся за написание изумительных детских книг. Именно в его творчестве
встречается больше всего чудес, любимых детьми. Вопреки всему, вопреки так
называемому «здравому смыслу». Как и Маршака и в детской фольклорной поэзии,
лирический герой-малыш способен подчинять себе природу, свобода его действий
ограничена лишь его желаниями; он всемогущ:
Мы на радугу
вска-ра-б-каемся,
Поиграем в облаках
И оттуда вниз по радуге
На салазках на коньках!
Борис Заходер остроумнейший поэт, мастерски
играет созвучиями, сходным составом слова: «Кит и кот», «Бяка и Бука». В его
стихах постоянно встречаются метаморфозы, подмена одних объектов другими, что
приводит к удивительным, абсурдным ситуациям, которые разрешаются лишь после
того, как всё становится на свои места.
Остальные авторы для меня
не представляют такого интереса.Вот только песни Энтина хорошо известны из
советских мультфильмов, горячо любимы разными поколениями зрителей. Но вот
позднее творчество («Мифические частушки»,«Зверские частушки», «Сказочные
частушки» и «Частушки-чернушки») представленное в книге просто провальное,
проходное. Даже большой мастер, являясь человеком другой эпохи, скорее всего,
будет выглядеть смешно и убого, пытаясь соответствовать эпохе нынешней.
И ещё про эпохи. Как раз в этой книге ярко проявилась проблема детской
литературы: обойма классиков не меняется давно, к ней практически никто не
добавился. Ощущается отсутствие хорошей современной детской литературы. Конечно,
Маршак, Чуковский, Хармс настолько велики, что ещё не одно поколение детей будет
воспитываться на их наследии. Но для маленького ребёнка литература прежде всего
— способ познания мира. И мир первой половины XX-го века, запечатлённый в
стихотворениях, всё более отличается от нашего стремительно меняющегося мира. И,
если для малышей прежних поколений, было важным, подтверждающимся самим их
житейским опытом знание о самоварах, умывальниках, советских пароходах и прочих
предметах мира вещей, то теперь весь этот «багаж» скорее набор диковинок, запас
эрудиции.
Иллюстрации, которыми полна книга, давно стали
классическими. Куда приятней глазу рисунки, выполненные реальными графическими
материалами, чем выполненные на компьютере и уж тем более компьютерные коллажи,
которые встречаются в большинстве современных изданий. Тканевый переплёт также
стал в наши дни настоящей редкостью. Единственным недостатком является очень
тонкая бумага, так что эта книга скорее предназначена для чтения детям
родителями, чем для самостоятельной детской работы с книгой.